Часть первая. Попытки понять тревогу

Философский аспект учения Карен Хорни Введение Карен Хорни в философско-психологической мысли века отведена роль классика неофрейдизма, возникшего на волне критики и модернизации учения Зигмунда Фрейда. Постфрейдовское развитие психоанализа привело к появлению нескольких ответвлений в рамках учения, одно из которых возглавила Хорни. Сущность её концепции сводилась к выявлению значения культуры в жизни общества и человека, исследованию проблемы личности и культуры, влиянию культуры на психическое здоровье и зависимость типа неврозов от особенностей культуры. Таким образом, культура является одним из центральных понятий в исследованиях Хорни, что позволяет отнести её к культурософской традиции традиции философии культуры. Социо-культурная ориентация Хорни вызывала разногласия с фрейдистами. Хорни выступала против анатомической обусловленности женской психологии, эдипова комплекса и неизбежной для всех последовательности развития стадий либидо. В противоположность фрейдовскому биологизму Хорни подчеркивала значимость культурной основы и социальных отношений. Хорни одна из первых оценила значимость общих социо-культурных условий в развитии личности и её неврозов. В своей психоаналитической практике Хорни во многом сохраняла технику Фрейда, с её рационализмом и дистанцией между врачом и пациентом.

Тревожность

Скачать в архиве Предисловие к русскому изданию Карен Хорни — относится к числу наиболее выдающихся психоаналитических мыслителей двадцатого столетия. Получив медицинское образование в университетах Фрайбурга, Геттингена и Берлина, она начала свой персональный анализ у Карла Абрахама в году, а в году стала одним из основателей Берлинского психоаналитического института. В двадцатые и в начале тридцатых годов она пыталась модифицировать теорию Зигмунда Фрейда о женской психологии, оставаясь еще в рамках ортодоксальной теории.

В году Хорни приняла приглашение Франца Александера стать вторым директором только что созданного Чикагского психоаналитического института, но в году переехала в Нью-Йорк для работы в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Эти книги так потрясли ортодоксальных коллег Хорни, что они вынудили ее уйти из Нью-Йоркского психоаналитического института.

Карен Хорни. Рекомендации Избранные статьи Михаила и поведение личности регулируется такими чувствами, как страх.

Теория неврозов Карен Хорни Карен Хорни урожденная Даниельсен родилась 16 сентября года в рыбацкой деревушке Бланкенезе в Германии. Ее отец, капитан корабля, был строгим и чрезвычайно религиозным человеком. Он не обращал на дочь особого внимания, так как, судя по всему, намного больше любил ее старшего брата Брендта. В девять лет Карен без ума влюбилась в Брендта, а когда тот отверг ее чувства, девочка впала в депрессию, сопровождавшую ее всю жизнь.

Карен казалась себе непривлекательной, и, по ее мнению, единственный для нее путь добиться успеха в жизни - это как можно лучше учиться в школе. В году в возрасте двадцати одного года Карен поступила в медицинскую школу при Фрейбургском университете. Через три года она вышла замуж за Оскара Хорни, студента юридического факультета, и за семь лет совместной жизни у них родилось трое детей. Из Фрейбурга Карен переводится сначала в Гёттингенский университет, а затем в Берлинский, из которого и выпустилась в году.

В течение одного года Карен потеряла обоих родителей и родила первенца. Чтобы справиться со стрессом, она стала посещать психоаналитика по имени Карл Абрахам, ученика Зигмунда Фрейда. Позже он стал наставником Хорни в Берлинском психоаналитическом обществе. В году Карен Хорни начала читать лекции в Берлинском психоаналитическом обществе, а в м потеряла любимого брата Брендта.

Суть подобных представлений сводится к тому, что тревога возникает при нарушении межличностных взаимоотношений; в этой точке сходятся мнения таких различных психотерапевтов, как Карен Хорни, Эрих Фромм и Гарри Стак Салливан. Этих людей часто называют неофрейдистами или, несколько пренебрежительно, ревизионистами. Поскольку их теории имеют много общего с представлениями Фрейда, нас будет интересовать в основном их отличие от Фрейда и их подходы к проблеме тревоги. Во всех этих подходах важное место занимает культура — как в широком смысле слова, поскольку характерные особенности культуры влияют на формы тревоги, распространенные в данный исторический период, так и в более узком, то есть культура взаимоотношений ребенка со значимыми другими в его окружении.

Работа по теме: состояние тревоги и страха. Так, в работе К. Хорни (– ) «Невротическая личность нашего времени» ().

Философский аспект учения Карен Хорни Введение Карен Хорни вфилософско-психологической мысли века отведена роль классика неофрейдизма,возникшего на волне критики и модернизации учения Зигмунда Фрейда. Постфрейдовское развитие психоанализа привело к появлению несколькихответвлений в рамках учения, одно из которых возглавила Хорни. Сущность еёконцепции сводилась к выявлению значения культуры в жизни общества и человека,исследованию проблемы личности и культуры, влиянию культуры на психическоездоровье и зависимость типа неврозов от особенностей культуры.

Таким образом,культура является одним из центральных понятий в исследованиях Хорни, чтопозволяет отнести её к культурософской традиции традиции философии культуры. Социо-культурная ориентацияХорни вызывала разногласия с фрейдистами. Хорни выступала против анатомическойобусловленности женской психологии, эдипова комплекса и неизбежной для всехпоследовательности развития стадий либидо.

В противоположность фрейдовскомубиологизму Хорни подчеркивала значимость культурной основы и социальныхотношений. Хорни одна из первых оценила значимость общих социо-культурныхусловий в развитии личности и её неврозов. В своей психоаналитическойпрактике Хорни во многом сохраняла технику Фрейда, с её рационализмом идистанцией между врачом и пациентом. Но нельзя не отметить ряд существенныхразличий во взглядах этих психологов, имеющих мировоззренческий характер.

Фрейдподчеркивал негативные стороны человеческой природы, мало учитывая моральные иинтеллектуальные аспекты. Человеком движет не стремление ксамосовершенствованию, а стремление к удовольствию. Духовный и нравственныйпрогресс обусловлен действиями инстинктов, адаптацией к среде, давлениемсоциальных норм.

Базальная тревога. К. Хорни.

страхи В поисках более глубокого смысла какой-либо невротической проблемы мы можем легко потерять терпение в лабиринте ловушек. Это вполне естественно, т. Поэтому время от времени полезно отступать в сторону, чтобы не потерять перспективу. Мы проследили развитие защитной структуры шаг за шагом. Мы видели, как создается одна система защиты задругой, пока не будет построена сравнительно устойчивая организация.

И элементом, который нас особенно поражает во всем этом, является тот бесконечный труд, который тратится невротиком на организацию защиты, труд, настолько огромный, что мы снова удивляемся, что же именно побуждает его идти столь трудной дорогой и столь чреватой личными издержками.

Карен Хорни. В балладе «Кубок» Шиллер рассказывает о паже, который бросился в пучину моря, чтобы завоевать женщину, символизируемую кубком.

А возле играют и пенятся волны. В частности, я бы хотела упомянуть волнующее изображение этого страха в поэме Гейне о легендарной Лорелее, которая сидит на высоком берегу Рейна и своей красотой заманивает лодочников. Одиссей, чтобы избежать обольщения сирен, приказал своим гребцам привязать себя к мачте. Мало кто сумел разгадать загадку Сфинкса, большинство же поплатилось за свою попытку жизнью. В волшебных сказках ограда дворца короля украшена головами женихов, отважившихся отгадывать загадки его прекрасной дочери.

Богиня Кали танцует на трупах поверженных мужчин. Самсона, которого никто из мужчин не мог победить, лишила силы Далила. Юдифь обезглавила Олоферна после того, как отдалась ему. Саломея несет на блюде голову Иоанна Крестителя. Из-за страха мужчин-священников оказаться во власти дьявола сжигали ведьм. Перечислять подобные примеры можно бесконечно; всегда и везде мужчина стремится избавиться от своего страха перед женщинами, объективизируя его.

Не здесь ли — в нескончаемом конфликте между желанием женщины и страхом перед ней — один из важнейших источников мужского стремления к творчеству? Для примитивного восприятия женщина становится вдвойне зловещей при кровавых проявлениях ее женского естества. Контакт с ней во время менструации фатален:

Невротическое чувство вины, страх осуждения и бегство от перемен по К. Хорни

: —. Перис Карен Хорни относится к числу наиболее выдающихся психоаналитических мыслителей двадцатого столетия.

По мнению Хорни, страх неодобрения очень важен для понимания чувства вины. Неадекватный страх неодобрения может распространяться на всех.

Невротическая личность в работах Карен Хорни Невротическая личность в работах Карен Хорни Введение Карен Хорни — немецко-американский психолог, создательница одного из вариантов неофрейдизма. На основании большого клинического опыта работы с пациентами — неврастениками в Германии и в США классического психоанализа в понимании причин невротических расстройств. Наша культура порождает огромную тревожность в людях, живущих в ней.

Противоречия, заложенные в культуре, представляют собой те же конфликты, которые невротик отчаянно пытается примирить. Целью данного реферата является раскрытие причин появления невротизма, а также объяснить противоречия культуры и последствия для определенной личности. Определение невроза по К. Хорни Невроз является психическим расстройством, вызываемым страхами и защитами от них, а также попытками найти компромиссные решения конфликта разнонаправленных тенденций.

По практическим причинам целесообразно называть это расстройство неврозом лишь в том случае, когда оно отклоняется от общепринятого в данной культуре образца. Подобно другим европейским ученым Хорни испытала на себе все трудности вхождения в новую культуру с иной системой человеческих ценностей и отношений. Но, опыт лечения невротиков, принадлежащих другой культуре, способствовал осознанию Хорни значения социальных условий в порождении личностных проблем.

Хорни отказывается от упрощенного биологизма и стремится объяснить мотивы человеческого поведения не с фрейдовской точки зрения.

Карен Хорни

А возле играют и пенятся волны. И вкрадчивый голос Влечет за собой: Славятинского Мужчина никогда не устает на все лады изображать непреодолимую силу, влекущую его к женщине И идущий бок о бок с этим — страх, что из-за нее он может утратить себя или умереть. Я сошлюсь, в частности, на живое выражение этого страха в поэме Гейне о легендарной Лорелее: Опять возникает все тот же мотив воды представляющей первичную стихию"женщины" , поглощающей мужчину, поддавшегося женским чарам.

Хорни К. СТРАХ ПЕРЕД ЖЕНЩИНОЙ. О СПЕЦИФИЧЕСКОМ ОТЛИЧИИ страха МУЖЧИН И ЖЕНЩИН ПЕРЕД ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ПОЛОМ.

Психология полов в учении К. Философский аспект учения Карен Хорни Введение Карен Хорни в философско-психологической мысли века отведена роль классика неофрейдизма, возникшего на волне критики и модернизации учения Зигмунда Фрейда. Постфрейдовское развитие психоанализа привело к появлению нескольких ответвлений в рамках учения, одно из которых возглавила Хорни. Сущность её концепции сводилась к выявлению значения культуры в жизни общества и человека, исследованию проблемы личности и культуры, влиянию культуры на психическое здоровье и зависимость типа неврозов от особенностей культуры.

Таким образом, культура является одним из центральных понятий в исследованиях Хорни, что позволяет отнести её к культурософской традиции традиции философии культуры. Социо-культурная ориентация Хорни вызывала разногласия с фрейдистами. Хорни выступала против анатомической обусловленности женской психологии, эдипова комплекса и неизбежной для всех последовательности развития стадий либидо. В противоположность фрейдовскому биологизму Хорни подчеркивала значимость культурной основы и социальных отношений.

Хорни одна из первых оценила значимость общих социо-культурных условий в развитии личности и её неврозов.

Учение Карен Хорни

Фромм страх — это глобальное иррациональное состояние, связанное с иррационализмом социальных структур. В неофрейдизме обсуждение проблемы страха все чаще замещается изучением тревожности человека. Он рассматривается в качестве динамического центра неврозов. Последователи Фрейда также различали страх, который обусловлен внешними факторами, и страх глубинный, иррациональный.

Перфекционизм побуждает к преодолению страха и обеспечивает ХОРНИ — (Horney) Карен ( ) немецко амер. психоаналитик, автор.

Для тех, кто, подобно Фрейду, склонен объяснять психические проявления исключительно органическими причинами, тревожность является чрезвычайно интересной проблемой из-за своей тесной связи с физиологическими процессами. Действительно, тревожность часто сопровождается физиологическими симптомами, такими, как сердцебиение, испарина, понос, учащенное дыхание.

Эти физические признаки появляются как при осознанной тревоге, так и при неосознанной. Например, перед экзаменом у пациента может быть понос, и он может полностью сознавать наличие тревоги. Но сердцебиение или частые позывы к мочеиспусканию могут возникать и без какого-либо осознания тревоги, и лишь позднее человек начинает понимать, что испытывал тревогу. Хотя физические проявления эмоций особенно заметно выражены в тревоге, они характерны не только для нее.

При депрессии замедляются физические и психические процессы; бурная радость изменяет напряженность тканей или делает походку легче; сильная ярость вызывает дрожь или приток крови к голове. Демонстрируя связь тревоги с физиологическими факторами, нередко указывают на то, что тревожность может стимулироваться химическими препаратами. Однако и это относится не к одной лишь тревожности.

Женская психология

Основные идеи Основы концепции Хорни обнаружила у своих пациентов симптомы, обусловленные трудностями социальной адаптации, различными формами социальной изоляции. Неясность или противоречивость культурных норм часто были причинами психологических затруднений. Человек не решался сделать выбор, не мог реализовать свои способности в данном обществе, и это было, согласно Хорни, главной причиной его невроза, не сводимого ни к вытесненным инстинктам, ни к детским переживаниям.

Произведенное Фрейдом"дробление" души на"я","оно" и"сверх-я" отодвигало на задний план сознательное единство личности и значение нравственной воли. Кроме того, Фрейд в размышлениях о человеке пользовался чаще всего привычной для новоевропейского сознания двоичной логикой: Известно, однако, что двоичная логика не характерна для восточных культур и даже для европейского средневекового христианства, в котором Божественное существо осмысляется как Троичность:

К. Хорни пишет, что «невротическому развитию индивида в конечном счете способствуют чувства отчуждения, враждебности, страха и неуверенности.

В своих основных работах по женской психологии, написанных в х и начале х годов, Хорни пыталась видоизменить идеи Фрейда о зависти к пенису, женском мазохизме, женском развитии, оставаясь в рамках ортодоксальной теории. Те, кого привлекает второй этап ее научной деятельности, отождествляют Хорни главным образом с неофрейдистской школой, представителями которой также были Эрик Фромм, Гарри Стек Салливан, Клара Томсон и Абрахам Кардинер. Эта работа привлекла повышенное внимание к роли культурных факторов в психических нарушениях и подстегнула изучение культуры с точки зрения психоанализа.

В е годы Хорни завершила разработку своей зрелой теории. Огромные возможности и всеобъемлющий характер зрелой теории Хорни доказаны не только эффективным применения в клинической практике, но и возможностью ее использования в таких сферах деятельности, как литературная критика, составление биографий, изучение культуры и гендерных проблем. Биографический экскурс Карен Хорни девичья фамилия — Даниельсен родилась в пригороде Гамбурга 15 сентября года, в семье моряка.

Неуверенность в себе и невротическая гордость